История деревни

Все, в мельчайших подробностях

Деревня Любилки, некогда бывшая селом и центром нескольких деревенских поселений на московском тракте, и ныне привлекает проезжающих своим названием. И правда, название звучное, такое, что сердцу мило. А чем же обязаны мы такому звучному наименованию? Для этого нужно обратиться к истории этой милой деревеньки на московской дороге.

Повествование стоит начать с давних времен, а именно с расселения племен меря. Хорошо известно, что меря принадлежат многие поселения находящиеся в Ростовском районе. Отдельно стоит отметить Сарское городище, находящееся рядом с селом Деболовское, а также и сам Ростов. Однако племена меря были многочисленными, и расселение их затронуло многие уголки современного ростовского района. В частности, предполагается, что именно меря первыми облюбовали это прекрасное место, именуемое ныне Любилками. Дело в том, что даже сейчас, проезжая Петровск в сторону нашей столицы, мы вынуждены напрягать внимание на огромных горках, которые, то вырастают перед нами, то вдруг резко заставляют катиться вниз. Именно здесь, среди этих горок и затаилась наша деревня. Неудивительно, что меря понравилось это место, удобное с точки зрения стратегии. Еще одним косвенным свидетельством пребывания меря в этом месте являются свидетельства знаменитейшего ростовского краеведа А.А. Титова. Он был последователем еще одного краеведа Артынова, который происходил из села Угодичи и всю жизнь посвятил непрофессиональному, но качественному сбору фольклорных данных, о ростовской земле. Большая часть сведений, накопленных Артыновым, была собрана им в виде рукописей. С этими рукописями и был знаком А.А. Титов. Ссылаясь на них, он приводит сведения о деревне Любилки. Он говорит о том, что согласно народным преданиям, на территории деревни раньше находился священный дуб Ярилы и Велеса. Это представители традиционного пантеона богов, почитавшихся на территории Руси. Ярило считается богом солнца, а Велес - покровителем скота и животных вообще. Эти же культы были традиционными и для Ярославля, где существовали капища, посвященные этим богам. Очень понятными являются причины распространенности этих культов. Земледелие и скотоводство - вот то, чем обеспечивали себе жизнь наши предки. Нужно было задабривать этих богов, чтобы жить - не тужить и иметь полный дом еды. Здесь же постоянно и жил жрец этих богов, которого, вероятно, очень уважали и приносили ему дары. Для произрастания дубов место тоже очень благоприятное. Сейчас на месте бывшей барской усадьбы до сих пор произрастают аллеи, составленные из огромных дубов. По рукописи все того же Александра Артынова, собирателя фольклора, позднее жил здесь ростовский богатырь Вышата. В «Сказаниях и легендах Великого Новгорода», записанных Артыновым в конце XIX века говорится: «В одно время знаменитый старый ростовский богатырь Вышата после усмирения взбунтовавшегося Заволочья пошел по старинной памяти поохотиться на тихие заводи Ростовского озера, пострелять гусей-лебедей и серых утиц». Это была земля Мери.

Меряне долго по общероссийским меркам хранили верность своим религиозным традициям. Археологи, исследовавшие любилковские курганы, пришли к выводу, что все эти курганы нельзя назвать христианскими. Курганы эти обнаружены и исследованы в XIX в. Их всего пять, и они располагаются к югу от самой деревни. Находки в этих курганах были скудными: несколько пуговиц и горшок. Затруднена датировка этих захоронений, однако археологи установили приблизительную дату их возникновения: XI – XII в. А.А. Титов отмечает, что в этих курганах были погребены важные начальники, однако нет никакого материального подтверждения этой версии.

От Сары реки тянется цепь горок, состоящая из сомкнутого ряда холмов – это Любилковское городище. В древности люди выбирали возвышенности для жизни, окруженные природными преградами – болотами, оврагами. Излюбленными местами для устройства теремов были курганы. Существующие до сих пор окрестности поселения Любилки напоминают о тех далеких временах своими крутыми боками холмов, неудобными для хлебопашества. Опушеные холмы некогда были орешником, а по обе стороны их располагалась пашня.

На протяжении долгого времени Любилки были вотчиной князя Вячеслава Ярославича, затем перешли к Владимиру Мономаху, потом к его сыну Вячеславу Владимировичу, а от этого последнего к его племяннику князю Глeбу Юрьевичу, сыну Юрия Долгорукого. Князь Глeб построил здесь церковь Успения Богородицы и внес в эту церковь икону Успения, которою благословил его Ростовский владыка Нестор. Вот так и пришли в XII веке сюда первые ростки православия. Церковь построена для того, чтобы отвернуть местных от языческих культов и поставить на "истинный путь". Однако существовали люди, которые не хотели склоняться к православию и продолжали прославлять своих богов, вероятнее всего они и обрели свой покой в курганах. Эта церковь в середине XVII века сгорела от грозы, но икона Успения, а вмeстe с ней и мeстная восковая свeча, были найдены в пеплe невредимыми.

Века сменялись один за другим, жизнь деревни продолжалась, постепенно она превратилась в помещичье село, закрепленное за служившими царю людьми. Во времена Екатерины Великой случилось для Ростовской земли большое счастие. Императрица любила путешествовать по своей стране. Одно из таких путешествий пролегало по московскому тракту в Ярославль. Есть одна легенда, которая описывает детали ее путешествия, связанные с Любилками. А деталь такая: во время поездки карета императрицы пришла в негодность. Когда матушка спускалась с нее, повредила коленку, да так, что деревня получила название Коленова. Под вечер решают остановиться на ночлег и для ремонта кареты выбирают дом молодого барина в соседнем селе. Как говорят местные, с ним и провела ночь императрица. От того, что сладко любилось им, появилось название деревни. На утро императрица покинула село, а в Петровске оставила свой подарок – березовую рощу, которая до сих пор является излюбленным местом для молодежи.

Церковь, располагавшаяся здесь, сгорела, что было огромным бедствием для местных жителей, поэтому барин П.Д. Нальянов решает справить новую церковь. Разрабатывается проект, который был подписан в 1796 году архиепископом Арсением. В 1800 году на месте сгоревшей построена новая одноглавая церковь со стоящей рядом колокольней. Посвящена она была Рождеству Пресвятой Богородицы и Святому Феодосию Тотемскому. Церковь была с двумя престолами, летним – Рождественским и зимним – Святого Феодосия. Святой Феодосий являлся тружеником, он много сделал для просвещения населения в темные века науки в России. Местный барин, который бывал в Тотьме, и излечился от болезни, решил посвятить церковь святому, исцелившему его. Так же он хотел, чтобы жители его деревни работали усердно и исправно. А Феодосий помог бы им в этом нелегком деле. Так и вышло, деньги на строительство церкви люди давали активно и всем миром добились результата, да такого, что говорили про церковь, что отличается она богатством архитектуры.

Жители Любилок, Коленова и Алешина составляли приход церкви, которая к тому времени имела 36 десятин земли. В этих деревнях было построено 74 дома и проживало 511 человек. Неудивительно, что жители нуждались в такой просторной церкви. Такие данные на конец XIX в. существуют по месту жительства прихожан для церкви:

Михаил Николаевич Макаров, русский писатель, сентименталист, оставил замечательный памятник литературы, повествующий о ростовской земле. Одним из его замечательных творений является «Журнал пешеходов». Журнал ведется в форме дневника. Путешественники подходят к Ростову по той же дороге, что и оба автора выше, которые пишут о путешествиях в Ростов, - по большой Московско-Ярославской дороге. Как и те путешественники, наш пешеходец любуется великолепной панорамой Ростова с Любилковской горы. Красоте этого «ландшафта» посвящены первые строки журнала, писанные в Ростовском уезде. Вот они, под датой 22-е июня: «Село Любилки, принадлежащее помещице Нальяновой, имеет восхитительное местоположение; с его пьедестала – крутой, высокой горы – уже виден Ростов и даже селения за шестнадцать верст от Ярославля; ближе усматриваешь несколько каменных зданий бедного городка Петровска и множество сел и деревень, рассеянных там и сям, а, в особенности, по берегам древняго Неро, составляющаго все самое лучшее в целом ландшафте, в котором после Ростова яркий предмет, из всех селений – Поречье, богатое село – из владений графа Орлова».

На начало XX в. имеются сведения о том, что в церкви не было чудотворных икон, древней утвари и облачений, однако существуют данные, которые сообщают нам сведения о том, что Иван Николаевич Тихвинский, будучи священником, перевез чудотворную икону Божией Матери Рождество Богородицы из села Исаакиевского Пошехонского уезда в Любилки. Здесь, в Любилках, жили его родственники, имевшие духовные саны. Его отец Николай Петрович и брат Константин также были священниками. Икона эта считалась чудотворной, явилась она в 1659 г. Из старопечатных книг при церкви находились «Обед душевный», печатанный в 1681 году, а также «Розыск» 1755 г. В храме находилась частица мощей преподобного Феодосия. Неподалеку от самой церкви располагалась каменная часовня, построенная в 1885 году. В селе располагалась церковно-приходская школа, а при ней библиотека. При церкви имелся штат, который состоял из священника и псаломщика.

Советская власть принесла свои перемены и в сельскую жизнь. Богоборческий режим одной из своих целей ставил создание нового общества, свободного от иерархии и религиозных взглядов. Именно поэтому в 1930-х годах церковь рушат. Часовню, вероятнее всего, постигает та же участь. Барскую усадьбу делают школой, коей она являлась долгое время. Великая Отечественная война не обошла стороной Любилки: несколько человек были мобилизованы в армию. Их имена и фамилии, а также те данные, которые нам удалось найти, мы опубликовали на нашем сайте в разделе Знаменитые жители Любилок. Перемены однако же продолжали происходить. Так, Любилки превращаются в деревню, которая окружена карьерами, рядом образовывается завод железобетонных изделий. Место небольшого центра переходит к деревне Коленово, теперь оттуда управляют округой. Школа в Любилках была снесена, дети вынуждены были совершать километровый путь за знаниями в соседнюю деревню. В деревне Алешино располагались дачи таких известных артистов, как Эдуард Хиль, Валентина Толкунова. В Алешино сейчас в глубоком запустении находится местное кладбище, надгробия повалены и разбросаны по округе. Домов там осталось очень мало. В Любилках же был возведен памятник воинам, погибшим за Родину в схватках с германскими захватчиками. После падения советского режима жители своими чаяниями на месте утраченной церкви ставят поклонный крест, чтобы святость не покидала их землю.

«В лето от сотворения мира 7522, от Рождества же по плоти Бога Слова года 2014, месяца октября, 2 дня (15 октября н.ст.)» - такова новая дата рождения храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Любилки, высеченная на закладной доске. Именно в этот день митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон совершил закладку памятной капсулы в строящийся храм. Каменный храм в Любилках, по свидетельству ростовского краеведа А.А.Титова, был построен в 1800 году. Здесь было два прихода: первый - Рождества Пресвятой Богородицы, второй - Феодосия Тотемского. Ранее в селе был деревянный храм, который сгорел. Прослужила каменная церковь недолго, в тридцатые годы ХХ столетия она была разрушена, а кирпичи, по свидетельству очевидцев, были направлены на строительство Петровской средней школы. В 2000 году на месте храма был установлен памятный деревянный крест. К этому времени территория заросла лесом. По рассказам местной жительницы Зинаиды Алексеевны Комаровой, инициативной группе пришлось приложить немало усилий, чтобы очистить площадку для установки креста. В 2010 году деревянный крест был заменен более прочным, обшитым металлом. С началом строительства его отнесли в сторону. А в нынешнем году после утверждения проекта началось возрождение самого храма. Строительство проходит по инициативе и под руководством местного жителя, директора ярославской строительной компании «Новый дом» Алексия Николаевича Победоносцева.

- Мысль возродить храм на моей малой родине у меня появилась давно. Но прежде чем приступить к осуществлению великого дела, пришлось много поработать в архивах, чтобы выяснить, как храм выглядел, - рассказывает Алексий. – Во время этой работы я много узнал о своём родном селе. Нашёлся в том числе старинный проект, который и явился основой для нового проекта. В настоящее время уже возведены стены алтаря и центральной части храма, но планируется возродить храм в полном объёме. Стройка разделена на два этапа с единственной целью - по возможности ускорить здесь начало богослужений. Строительство храма в наше время – событие важное не только для Любилок и всего Петровского благочиния, но и в целом для епархии. Хочется верить, что новый храм будет не просто памятником в честь бывшей когда-то здесь церкви, но и местом, где постоянно будет возноситься молитва, местом, куда люди будут стремиться и в радости, и в печали. Ведь несмотря на плохую погоду, пришли местные жители помолиться вместе с владыкой в день освящения строительства. Да и знак свыше был – к началу службы часами не прекращавшийся дождь закончился. Тем самым Господь как бы благословил угодное Ему дело.